Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Здоровый школьник"

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Здоровый школьник"

 

ГБОУ гимназия №363

Фрунзенского района

Программа формирования экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни

«Здоровый школьник»

Пояснительная записка

 

Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования. В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения.

Неблагополучное состояние здоровья школьников, наблюдающееся в последние десятилетия в Российской Федерации, вызывает серьёзные опасения специалистов, поскольку здоровье подрастающего поколения является национальной безопасностью нашей страны.

В настоящее время очень остро стоит проблема охраны, укрепления

здоровья, формирования здорового образа жизни и предупреждения заболеваемости детей дошкольного и школьного возраста. По данным НИИ ФК Российской Федерации, сегодня в России регулярно занимаются физической культурой и спортом всего 17 % детей и подростков. Такое положение явно не способствует формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья. В связи с этим состояние здоровья, складывающееся в современной ситуации, вызывает опасения за будущее всей нации.

Проблема охраны и укрепления здоровья детей дошкольного и школьного

возраста, формирования здорового образа жизни в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выделить факторы, влияющие на здоровье школьников, но и проранжировать их по значимости и силе влияния:

·         стресс, испытываемый ребенком в образовательном учреждении во время взаимодействия с другими учащимися и педагогами;

·         интенсификация учебного процесса;

·         несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

·         некачественное дошкольное образование;

·         отсутствие системности и последовательности в формировании у школьников ценности здоровья и здорового образа;

·         соблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса;

·         функциональная грамотность педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья школьников;

·         элементарная медико-психолого-педагогическая грамотность родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей;

·         медицинская служба образовательного учреждения

·         существующая система физического воспитания.

 

Этот перечень факторов, влияющих на здоровье школьников, условно можно подразделить на две группы.

    Учебно-организационные факторы:

·         организационно-педагогические условия жизнедеятельности образовательного учреждения (поддержание санитарно-гигиенических условий эксплуатации школьного здания и территории, организация качественного и разнообразного питания и качественного медицинского обслуживания;

·         психологическое обеспечение образовательного процесса; организация внеурочной деятельности учащихся и физкультурно-оздоровительной работы);

·         психологический климат в педагогическом коллективе;

·         наличие системы работы по формированию у школьников культуры здоровья и здорового образа жизни;

·         активное привлечение родителей и общественности к деятельному участию в жизни школы.

      Психолого-педагогические факторы:

·         психологический климат в классе на уроке (стиль педагогического общения с учащимися; характер проведения опросов; объективность оценивания учебных достижений школьника с учетом его личных психофизиологических особенностей; поддержание разумной дисциплины);

·         степень реализации педагогом индивидуального подхода на уроке и учет индивидуальных особенностей учащихся при организации учебного процесса;

·         личные психологические особенности педагога;

·         соблюдение педагогом здорового образа жизни, его отношение к собственному здоровью;

·         профессиональная подготовленность педагога по вопросам организации здоровье сберегающего образования.

В результате упомянутых выше причин здоровье современных школьников находится не на должном уровне. У большинства населения нашей страны, в том числе и у детей школьного возраста, недостаточно сформировано положительное отношение к здоровью и здоровому образу жизни, слабо привиты навыки ведения здорового образа жизни у младших школьников.

Основы физического и психического здоровья ребенка и первоначальные

навыки ведения здорового образа жизни формируются в детские и юношеские годы. Поэтому учить здоровому образу жизни и воспитать сознательное, ответственное отношение к здоровью и здоровому образу жизни необходимо начинать в детском возрасте. Это возможно путем активного привлечения педагогов, родителей и медицинских работников к организации и проведению совместной просветительной и оздоровительной работы в условиях семьи и школы. При активном взаимодействии семьи и школы повышается эффективность физкультурно-оздоровительной работы, направленной на формирование здорового образа жизни и укрепление физического и психического здоровья младших школьников.

Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

·         Закон Российской Федерации «Об образовании»;

·         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

·         СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

·         Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

·         Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

·         О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

·         Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

·         Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

·         Концепция УМК «Школа 2100».

 

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

·         неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

·         факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

·         чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

·         активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

·         особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Опыт работы гимназии №363.

 В 2011 году в начальных классах школы обучается 345 человек:

·         к первой группе здоровья  относится 33 учащихся, т.е. 9,5%

·         ко второй группе - 286 учащихся, т.е. 82,8%

·         к третьей группе – 22 учащихся, т.е  6,3%

·         к четвертой группе – 4 учащихся, т.е 1,1%

 

Наблюдается тенденция роста количества детей со второй и третьей группой здоровья, детей, состоящих на диспансерном учете. Таким образом, проблема охраны и укрепления здоровья учащихся приобретает для нашей школы все большую актуальность и значимость.

В гимназии № 363 накоплен определенный опыт работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни.

 Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время.

В гимназии устанавливается режим предоставления питания

обучающимся, утвержденный директором:

Завтрак – с 9.40 до 12.00 часов

Обед – с 13 часов.

Работа буфета осуществляется в течение всего учебного дня.

Столовая в гимназии осуществляет производственную деятельность в полном объеме 5 дней – с понедельника по пятницу. В столовой гимназии готовят горячую пищу.

Ежедневные меню согласовываются с директором гимназии.

Ответственный за организацию питания совместно с классными руководителями проводит работу по распространению абонементов на горячее питание. Горячим питанием охвачены все ученики начальных классов гимназии.

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» льготное питание предоставляется следующим категориям учащихся:

·         проживающим в семьях, среднедушевой доход в которой ниже прожиточного минимума;

·         проживающим в многодетных семьях;

·         являющимся детьми- сиротами;

·         являющимся инвалидами.

Учащимся, которые относятся к одной из данных категорий, предоставляется бесплатное питание.

Родители всех остальных учащихся начальных классов оплачивают 30% стоимости льготного питания.

В школе работает  спортивный зал, оборудованный необходимым игровым и спортивным   инвентарём, имеется баскетбольная площадка.

 В гимназии ведется внеклассная спортивно-оздоровительная работа. Для воспитанников 6 групп продленного дня (в каждой группе) 2 раза в неделю проводятся занятия в спортивном зале.

С целью коррекции имеющихся дефектов здоровья у детей, стабилизации функциональных систем организма, повышения адаптированности организма к неблагоприятным  условиям жизни, реализуется программа по лечебной физической культуре.

В школе работает медицинский кабинет.

В медицинском кабинете ежедневно с 9.00 до 15.00 с целью оказания медицинской помощи ведет прием медицинская сестра

 

·         Медработники школы следят за своевременным проведением вакцинации детей;

·         ведут систематический контроль состояния и содержания всех помещений гимназии;

·         осуществляют контроль фактического состояния питания и анализ качества питания;

·         ведут контроль  организации физического воспитания в гимназии;

·         организуют проведение профилактических осмотров детей;        осуществляют контроль  соблюдения профилактики близорукости, нарушений осанки, кариеса, (организация ежегодного посещения учащимися гимназии стоматологической поликлиники);

·         организуют проведение санитарно-эпидемических мероприятий при карантинах.

 В гимназии создана служба психологического сопровождения.

Психологическое сопровождение направлено на обеспечение поддержки и защиты интересов ребенка на весь период обучения, на объединение усилий родителей, педагогов в выборе эффективного пути решения проблем ребенка. Осуществляется реализация развивающей программы для учащихся  3 - 4 классов «В моей душе солнышко» - развитие социальных навыков и сохранение психологического здоровья младших школьников и программы «Созвездие» - сохранение психологического здоровья педагога, программы для родителей «Родители и дети. Как лучше понимать друг друга».

Эффективное функционирование созданной здоровьесберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:

Учителя физической культуры гимназии, Е.А.Рязанова и А.Н.Матьянов, имеют высшую квалификационную категорию.

 Психолог гимназии, Т.Е. Мазурчак, специалист высшей категории, лауреат конкурса педагогических достижений Санкт-Петербурга в 2007 – 2008 году в номинации «Гармония, благополучие, поддержка», дипломант Х национального профессионального психологического конкурса «Золотая Психея» (2008г.), награждена знаком «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга».

 Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Обстановка и гигиенические условия в классах соответствуют норме (температура, и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски).

Соблюдаются нормы видов учебной деятельности на уроке на уровне – 4-7, т.к. однообразность урока способствует утомлению школьников.

 На уроке учитель выбирает такие методы, которые способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.

 Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

  Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.)

Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов, музыкальных минуток и т.п.

Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма – не ранее, чем через 25-30 минут в 1-м классе; 35-40 минут в начальной школе.

На  уроке в начальной школе присутствуют оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

Деятельность педагогического коллектива по вопросам оптимизации учебной нагрузки включает в себя проведение тематических педагогических советов по вопросам нормирования домашней работы учащихся, замеры объема времени, расходуемого учащимися на выполнение тех или иных заданий.

Работа методического объединения учителей начальных классов включает  так же контроль объема письменных домашних заданий. 

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.  Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа 2100» содержит материал для регулярного проведения  учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения:  в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений  знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий.   Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах.

 

Организация физкультурно-оздоровительной работы

 

Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Сложившаяся система включает:

·         полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

·         рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

·         организацию занятий по лечебной физкультуре;

·         организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

·         организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

·         организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

·         регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Ежегодно в гимназии проводятся спортивно-оздоровительные мероприятия для младших школьников: «Веселые старты», «Мама, папа и я – спортивная семья».

 

 Просветительская работа с родителями (законными представителями).

 

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;

создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.

 В гимназии 1 раз в четверть осуществляет работу лекторий.

 Темы лекций для родителей:

Проблемы адаптационного периода у учащихся.

Здоровое питание – основа здоровья ребенка.

Жестокое обращение с детьми – основа формирования агрессивной личности.

 Тематика родительских собраний:

1 класс

§  Режим дня школьника.

§  Трудности адаптации первоклассников.

§  Эмоции положительные и отрицательные.

2 класс

§  Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.

§  Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.

§  Наказание и поощрение в семье.

§  Как организовать досуг ребенка.

3 класс

§  Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.

§  Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии      личностных качеств ребенка.

4 класс

§  Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.

§  Телевизор и школьник.

§  Физическое развитие школьника и пути его совершенствования.

Портрет ученика гимназии № 363

Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее  выпускника:

 

·         умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

·         владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;

·         обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

·         любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

·         владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

·         любящий свой край и свою Родину;

·         уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

·         готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

·         доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

·         выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Цели и задачи

 

Таким образом, забота о здоровье детей в процессе обучения представляется актуальной педагогической задачей. Сущность педагогического аспекта обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности.

Цель программы: 

гармонизация и оптимизация учебно-воспитательного процесса с точки зрения сохранения здоровья учащихся;

Задачи программы:

·         организация качественного обучения, развития и воспитания школьников без ущерба для физического и духовного здоровья детей;

·         организация качественного полноценного питания учащихся;

·         активное вовлечение самих участников  учебно-воспитательного процесса в здоровьесбережение через самопознание, самооценку и самокоррекцию;

·         создание условий совместной деятельности служб психологической, педагогической и медицинской.

·         формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:

 

§  ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей (законных представителей), членов своей семьи, педагогов, сверстников;

§  элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива);

§  элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;

§  понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

§  знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

§  интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;

§  первоначальные представления об оздоровительном вли­янии природы на человека;

§  первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;

§  отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой.

Основные направления формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся.

 Формирование ценностного отношения к  семье, здоровью и здоровому образу жизни. Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности с помощью следующих инструментов.

Система учебников «Школа 2100».

 

Система учебников «Школа 2100» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и  духовного здоровья, активным отдыхом.

 В курсе «Окружающий мир» — это разделы:  «Человек – разумное существо», «Учимся быть пешеходами», «Наша безопасность», «Как устроен мир», « Твоя семья и друзья» «Путешествуем не выходя из класса» и темы: «Погода и климат»,  «Смена дня и ночи», «Природные катастрофы», «Учимся быть самостоятельными». При изучении этих тем дети самостоятельно составляют режим дня, знакомятся с правилами гигиены, приемами закаливания.

 При выполнении  упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика,  соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют  разделы,  темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения. 

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация»  показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2-4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики»  тема труда, образования, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Ценность и польза образования», «Ислам и наука» (№26-27 «Основы исламской культуры»), «Отношение к природе» (№13 «Основы буддийской культуры»), «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе» (№26, 29 «Основы православной культуры») и др.

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности,  как на уроке, так и во внеурочной работе. 

 Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям  решается средствами всей системы учебников «Школа 2100»,  в течение всего учебно-воспитательного процесса.

Совместная деятельность школы, семьи и общественности по формированию культуры здорового образа жизни учащихся.

Одной из педагогических задач разработки и реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся в следующих направлениях:

Повышение педагогической культуры родителей  (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы за год и т.п.

Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций (например, традиционный весенний спортивный праздник, спортивные соревнования , посвященные дню Защитника Отечества).

Расширение партнерских взаимоотношений с родителями путем привлечения их к активной деятельности в составе Совета школы, активизации деятельности родительских комитетов классных коллективов учащихся, проведения совместных школьных акций в микрорайоне школы и т.п.

В школе традиционно в зимние каникулы проводится спортивный праздник «Мама, папа и я – спортивная семья», позволяющий родителям ученика увидеть его в другой обстановке (отличной от  домашней), проявить себя в совместной деятельности, что приводит к улучшению детско-родительских отношений.  Праздник организуется в спортивном зале школы, чтобы учителя также имели возможности ближе познакомиться с родителями своих учеников. 

Школа активно взаимодействует с социальными партнерами в целях реалиазации программы формирования культуры здорового образа жизни учащихся. Так со следующими учреждениями  школой реализуются программы совместной деятельности:

§  СДЮСШОР  по баскетболу: занятия с учащимися начальной школы в секции баскетбола на базе гимназии.

§  Бассейн: заключен договор о проведении занятий по плаванию.

§  ГУЗ ГП ДПО № 41:  имеется договор о сотрудничестве в сфере медицинского обслуживания.

§  Гимназия принимает участие в спортивных мероприятиях, которые организуются  РОНО Фрунзенского района.

 

Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у школьников представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего  собственного  организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья  средствами физической культуры и спорта.

Основные направления просветительской и мотивационной работы

 

Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Санитарно-просветительская работа по формированию

 здорового образа жизни

 

1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил   личной безопасности.

3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни 

 

– Проведение уроков здоровья,

проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

Профилактическая деятельность

 

1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4. Профилактика травматизма       

  Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

– Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

– Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми. 

– Профилактика утомляемости: проведение подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

 

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

 

1.    Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2.  Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.      3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

– Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в гимназии: организация подвижных игр;          соревнований по отдельным видам спорта;

спартакиады, дни здоровья, …

– Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми тренеров ДЮСШ, родителей.

Примерное программное содержание по классам

Ступень образования

Содержательные линии

1 класс

Отношение к самому себе, к своему собственному здоровью правильный режим дня, зачем человеку нужен отдых, зачем нужен свежий воздух, спорт в моей жизни

2 класс

мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического  и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения.

3 класс

осознанно  о правильном  и здоровом питании,  витамины в моей жизни, правила  оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения.

4 класс

Спорт в моей жизни,  нет вредным привычкам,  роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово!

Деятельность по реализации программы.

 

Творческие конкурсы:

·         рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкульт-ура!»;

·         поделок «Золотые руки не знают скуки»;

·         фотоколлажей «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;

·         стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;

·         сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух».

 

Работа клуба «Здоровье»

·         1-й год. Дружи с водой. Секреты доктора Воды. Друзья Вода и Мыло.

§  Глаза – главные помощники человека. Профилактика  близорукости. Правила сохранения зрения.

§  В гости к королеве Зубной щетке. Уход за зубами. Как сохранить улыбку здоровой.

§  Надежная защита организма. Забота о коже.

§  Чтобы уши слышали (правила навыков личной гигиены).

§  «Рабочие инструменты» человека (уход за руками и ногами).

§  Незаменимые помощники (расческа, носовой платок и др.).

§  Если хочешь быть здоров  – закаляйся! Обтирание, обливание. Я выбираю ЗОЖ.

·         2-й год.  Здоровье в порядке – спасибо зарядке! 

§  Сон – лучшее лекарство.

§  Здоровая пища для всей семьи. Как следует питаться.

§  Мышцы, кости и суставы. Осанка – стройная спина.

§  Физкультура в молодости – здоровье в старости.

§  Движение и здоровье.

§  Подвижные игры.

§  Народные игры.

§  Доктора природы.

·         3-й год. Расти здоровым. Правила ЗОЖ.

§  Как воспитать в себе уверенность и бесстрашие?

§  Как настроение? Эмоции, чувства, поступки.

§  Как справиться со стрессом? Умей сдерживать себя.

§  Мальчишки и девчонки! Давайте жить дружно!

§  Красоты души и тела.

§  Учение с увлечением.

§  Лучший отдых – любимое занятие.

§  Умей организовывать свой отдых.

·         4-й год. Как помочь себе сохранить здоровье?

§  Что зависит от моего решения?

§  Почему некоторые привычки называют вредными.

§  Зло – табак.

§  Зло – алкоголь.

§  Зло – наркотик.

§  Помоги себе сам. Волевое поведение. Тренинг безопасного поведения.

§  Телевизор и компьютер – друзья или враги?

§  Будем делать хорошо и не будем плохо.

 

Праздники здоровья

·         1-й класс – «Друзья Мойдодыра» (утренник).

·         2-й класс – «С режимом дня друзья!» (устный журнал).

·         3-й класс – «Парад увлечений» (форум).

·         4-й класс – «Нет вредным привычкам!» (марафон).

 

Работа «Клуба интересных встреч»  (в организации и проведении занятий задействованы родители, медицинский работник, специалисты различных профессий).

·         1-й год

§  О чем поведал микроскоп. (Врач-гигиенист)

§  Береги свои зубы. (Врач-стоматолог)

§  Первая помощь при обморожении. (Школьная медсестра)

§  Внимание, клещ! (Медсестра)

·         2-й год

§  Профилактика детского травматизма. Операция «Внимание: дети!» (Инспектор ГИБДД)

§  Если  дружишь с физкультурой. (Тренер ДЮСЩ)

§  Профилактика простудных заболеваний. (Медсестра)

§  Витамины вокруг нас. (Врач-педиатр)

·         3-й год

§  Профилактика эмоциональных стрессов (обидчивость, страх, раздражительность). (Психолог)

§  В мире прекрасного (Преподаватель ДМШ)

§  Встреча с участниками студии «Горница»

§  Профессия  - журналист. (Встреча с корреспондентом местной газеты)

·         4-й год

§  Береги здоровье смолоду! (Детский врач)

§  Профилактика алкоголизма и курения. (Социальный педагог)

§  Профилактика наркомании (ИДН)

§  Как быть другом. (Психолог)

 

Экскурсии

·         1-й год – «По безопасному маршруту в детскую библиотеку»;

·         2-й год  - «По безопасному маршруту в аптеку»;

·         3-й год – В музей воды

·         4-й год – В музей гигиены

 

Работа с родителями.

Главная задача – сформировать здоровый досуг семьи.

Тематика родительских собраний:

 

·         1-й год. « Здоровье ребенка – основа успешности в обучении» (проблемная лекция). «Режим дня в жизни школьника» (семинар-практикум).

·         2-й год. « Путь к здоровью» (собрание-калейдоскоп). «Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников». (Полезные советы на каждый день).

·         3-й год- « Спортивные традиции нашей семьи» (круглый стол). «Эмоциональное состояние».

·         4-й год –  «Как уберечь от неверного шага». (Профилактика вредных привычек)

 

Ежегодно:

·         Итоговое собрание «Неразлучные друзья – родители и дети». Парад достижений учащихся.

·         Тематика консультативных встреч

·         Гигиенические требования к организации домашней учебной работы.

·         Комплекс микропауз при выполнении домашней работы.

·         От чего зависит работоспособность младших школьников.

·         Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости.

·         Профилактика близорукости.

·         Профилактика нарушения осанки.

·         Упражнения на развития внимания.

·         Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.

·         Упражнения на развитие логического мышления.

·         Предупреждение неврозов.

Циклограмма работы класса

 

Ежедневно

Утренняя гимнастика (перед уроками), контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью, охват горячим питанием, выполнение динамических, релаксационных пауз, профилактических упражнений и самомассажа на уроках, прогулки.

Еженедельно

Выпуск «Страничек здоровья», работа в кружках, спортивных секциях, занятия в «Школе здоровья», проведение уроков на свежем воздухе.

Ежемесячно

Заседание клуба «Здоровье», консультационные встречи с родителями, диагностирование, генеральная уборка классной комнаты.

Один раз в четверть

Занятие «Клуба интересных встреч», классные семейные праздники, экскурсии, родительские собрания

Один раз в полугодие

Дни открытых дверей (для родителей), посещение кабинета стоматологии.

Один раз в год

Медицинский осмотр,   посещение кабинета стоматологии,    профилактика гриппа и других вирусных инфекций, День здоровья, праздник здоровья

Оценка эффективности реализации программы.

 

Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут:

·         экспертные суждения (родителей, партнеров школы);

·         анонимные анкеты, позволяющие  анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; 

·         различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста;

·         самооценочные суждения  детей, предусматривающие выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

 

 Мониторинг здоровья проводится согласно медицинским картам и результатам обследования учащихся,  Для оценки динамики состояния здоровья школьников могут быть использованы карты наблюдений, на основе которых составляются сводные таблицы и дальнейшее планирование работы по здоровьесбережению школьников.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности. 

Планируется систематическое проведение хода и результатов реализации программы на методическом объединении учителей начальных классов, на заседаниях педагогических советов по итогам анкетирования и проведения опросов среди учащихся школы и их родителей.

 

Анкеты.

 

Анкетирование учащихся позволит:

1. Проанализировать, какой процент школьников ведут здоровый образ жизни (регулярно питаются, ежедневно бывают на свежем воздухе, регулярно делают УГГ, занимаются самостоятельными упражнениями дома, занимаются спортом).

2. Выяснить мотивацию школьников к урокам физической культуры.

3. Оценить отношение родителей к занятиям физической культурой.

 

Пример  Анкеты 1.

 

«Здоровый образ жизни школьников и их отношение к занятиям физической культурой»

 

1. Занимаешься ли ты каким-нибудь видом спорта? Если да, то каким ____________________________________________________________________________

2. По каким причинам ты не занимаешься спортом?

?       нет желания

?       не хотят родители

?       нет денег для оплаты за спортивную секцию

3. Каким бы видом спорта ты хотел (а) бы заняться? (указать)____________________________________________________________________

4. Делаешь ли ты по утрам утреннюю гигиеническую гимнастику?

?         Да

?         Нет

5. Занимаешься ли ты самостоятельно или с родителями дома физическими

упражнениями?

?         Да

?         Нет

6. Каждый ли день ты гуляешь на улице?

?         Да

?         Нет

7. Ходишь ли ты с родителями по выходным в походы выходного дня?

?         Часто

?         Редко

?         Нет

8. Сколько раз в день ты питаешься?___________________________________________

 

9. Устаешь ли ты после занятий физической культурой?

?         Да

?         Нет

10. Твои родители положительно относятся к уроку физической культуры?

?         Да

?         Нет

11. Считаешь ли ты, что физическая культура укрепляет здоровье?

?         Да

?         Нет

Пример  Анкеты 2.

«Твое отношение к уроку физкультуры»


1. Нравятся ли тебе уроки физкультуры в школе?

____________________________________________________________________________


2. Считаешь ли ты физкультуру важным предметом?

____________________________________________________________________________


3. Как относятся родители к твоим занятиям физкультурой, знают ли они твою отметку по физкультуре?________________________________________________________________

____________________________________________________________________________


4. Легко ли ты сдаешь те нормативы, которые необходимо сдавать на уроке физкультуры?

____________________________________________________________________________


5. Часто ли ты не посещаешь уроки физкультуры без всякой на то причины?

____________________________________________________________________________


6. Что тебе хотелось бы изменить в уроке физкультуры своей школы?

____________________________________________________________________________


7. Занимаешься ли ты в спортивных кружках и секциях в школе?

____________________________________________________________________________


8. Какие у тебя есть спортивные достижения?

____________________________________________________________________________


9. Какую отметку по физкультуре ты имеешь сегодня и, какую хотел бы иметь?

____________________________________________________________________________


10. Что бы ты хотел пожелать учителям физкультуры?

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

 

Пример  Анкеты 3.

«Время работы за компьютером»

 

1. Сколько часов в день вы сидите за компьютером?

? от 1 – до 2 часов;            ? от 2 – до 4 часов;              ? от 4 – до 10 часов

2.Со скольки лет вы работаете на компьютере?

? с 4 лет;                             ? с 10 лет;                            ? свой вариант ответа __________

3. Есть ли постоянное желание играть в игры?

? да;                                    ? нет;                                     ? не знаю

4. С лёгкостью можете оторваться от игры?

? да;                                    ? нет;                                     ? не знаю

5. Какое общение вы предпочитаете?

? общение по электронной почте;         ? с другом наяву;                ? не важно как

6. Может ли заменить вам компьютер лыжную прогулку?

? не может;                        ? да;                                       ? не знаю

7. Вы едите, пьете  чай, готовите  уроки у компьютера?

? да;                                   ? нет;                                      ? когда как

8. Придя, домой вы сразу садитесь за компьютер?

? да;                                   ? нет;

9. Вы забывали чистить зубы и есть, заигравшись за компьютером?

? да;                                   ? нет;                                     ? не придаю значения

10. Пребывали вы в плохом настроении, если был сломан компьютер?

? да;                                   ? нет

11. Что вас больше всего интересует?

? компьютер;                     ? чтение книг;                       ? разгадывание логических игр

12. Сколько часов рекомендуется сидеть за компьютером?

? 1 час;                              ? 2часа;                                 ? 10 часов

13. Устают ли глаза при работе с компьютером?

? да;                                   ? нет;                                     ? не придаю значения

14. Вы делаете гимнастику для глаз?

? да;                                   ? нет;                                     ? как получится

15. Вы знаете, какую угрозу представляет компьютер вашему здоровью?

? да;                                   ? нет;                                     ? мне все равно

16. В какие игры вы предпочитаете играть.

? бродилки;                       ? стратегии;                           ? логические

Пример  Анкеты 4.

«Твое здоровье»

 

1. Доволен ли ты своим здоровьем?

?         доволен

?         очень доволен

?         не очень доволен

?         совсем не доволен

 

 2.  Кого ты считаешь здоровым человеком?_______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 3.  Как ты сам заботишься о своем здоровье? _____________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 4.  Нравятся ли тебе физкультминутки на уроке? __________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 5.  Если бы ты мог выбирать, сколько уроков физкультуры  в неделю ты бы выбрал? ____

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Пример  Анкеты 5.

Определение напряженности функционального состояния учащихся начальной школы

Важным фактором успешности мониторинга эффективности здоровьесберегающей деятельности школы является взаимодействие с родителями учащихся, поэтому их необходимо убедить в том, что вся информация, которая будет получена в ходе мониторинга, носит конфиденциальный характер.

Анкета заполняется родителями учащихся  1-2 классов по результатам наблюдения за ребенком в течение длительного времени (не менее двух недель)

 

«Характеристика поведения и состояния ребенка»

 

Характеристика поведения и состояния ребенка

Оценка

1

Ребенок под разными предлогами неохотно идет в школу (плохое самочувствие, не высыпается и т.д.)

0

1

2

3

4

5

2

Долго собирается в школу, постоянно забывает необходимые вещи, не помнит расписание уроков, требует постоянного контроля родителей

0

1

2

3

4

5

3

После школы вялый, сонный или, наоборот, чрезмерно возбужденный, раздражительный, агрессивный

0

1

2

3

4

5

4

Настроение перед школой преобладает негативное, неустойчивое, повышенная плаксивость

0

1

2

3

4

5

5

Жалобы на усталость, головные боли, головокружение, боли в животе, тошноту

0

1

2

3

4

5

6

К вечеру чрезмерно возбужден, отказывается ложиться в постель, долго не может уснуть

0

1

2

3

4

5

7

Сон беспокойный, с неприятными сновидениями, страхами. Часто просыпается, крутится, зовет родителей

0

1

2

3

4

5

8

Отмечается подергивание век, различных групп мышц, заикание, боязнь темноты, одиночества, замкнутого пространства и др.

0

1

2

3

4

5

9

Дома постоянно возбужден, не может организовать свою деятельность, бесцельная беготня, эмоциональная неустойчивость, капризы, упрямство, неадекватные реакции на бытовые ситуации

0

1

2

3

4

5

10

Болезненно или, наоборот, безразлично относится к школьным отметкам, постоянно их обсуждает, жалуется на несправедливое отношение учителя

0

1

2

3

4

5

11

Отказывается делать уроки, торгуется, ставит массу условий. Не может организовать себя, отвлекается, из-за чего на выполнение домашних заданий уходит несколько часов. Часто не помнит, что задали на дом, какие завтра уроки. Самостоятельно работать не может, требуется постоянный контроль родителей

0

1

2

3

4

5

 

* Если суммарный балл больше 30 (или близкий к нему, начиная с 27) отмечается у большинства учащихся,  следует искать причину в школьной нагрузке, организации учебного процесса, тактике работы учителя.

Пример Анкеты 6.

Напряженность адаптации учащихся начальных классов (заполняет педагог)

 

«Напряженность адаптации учащихся»

 

Показатели поведения и состояния ребенка

Оценка

1

Беспокойный, неусидчивый, расторможенный, нарушает дисциплину, делает замечания другим детям, перебивает учителя и не реагирует на его замечания, часто переспрашивает

0

1

2

3

4

5

2

Быстро нарастает утомление, становится вялым, рассеянным, невнимательным, безразличным, ложится на парту, «не слышит учителя»

0

1

2

3

4

5

3