| ||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||
Программа духовно-нравственного развития ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ ГИМНАЗИИ №363
I. Пояснительная записка Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК «Школа 2100» (авторы Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, О.В. Чиндилова, Т.Д. Шапошникова), с учетом методических разработок издательства «Просвещение» и опыта реализации воспитательной работы ГОУ гимназии №363. Современная школа ориентируется на личностное творчество каждого участника учебно-воспитательного процесса. Спецификой такой деятельности является общение в форме диалога между всеми участниками коллектива, включая преподавателя. Непосредственное общение с другим человеком создаёт особые предпосылки для формирования социально активной творческой личности. Отличительной особенностью программы духовного развития является деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребёнка в процессе коммуникативного общения, вовлечение его в продуктивную творческую деятельность как в качестве исполнителя на начальном уровне, так и в качестве непосредственного организатора в старших классах. Организация творческого дружного коллектива в начальной школе целиком зависит от личностных качеств классного руководителя, который на всех его этапах является примером для своих воспитанников. Такая позиция даёт возможность включить ребёнка во все этапы общего дела. Учащимся младшей школы сначала предлагается личная ответственность за небольшую, но значимую часть подготовки мероприятия. Это воспитывает такую немаловажную черту характера как ответственность перед коллективом и собственную самооценку деятельности. Духовно-нравственное воспитание заключается в активном практическом приобщении школьников к доступным формам культурного поведения человека в социуме. В процессе обучения и воспитания накапливается положительный опыт отношений в коллективе, совместной творческой учебно-познавательной деятельности, создаются условия эмоционального комфорта для всех участников этого процесса. В начальной школе начинают складываться этические ценности( заботливое отношение к окружающему миру, толерантное отношение в обществе, стремление приносить пользу другим, развитие чувства ответственности за свои поступки, система оценки своей и чужой деятельности).
II.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: 1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников начальных классов 2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания школьников начальных классов 3.Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников начальных классов 4.Содержание духовно-нравственного развития и воспитания школьников начальных классов 5.Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников начальных классов 6.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников начальных классов 1.Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников начальных классов:
Цель духовно-нравственного воспитания и развития школьника
Формирование в процессе учебно-воспитательного процесса социально-адекватной и культурно-компетентной личности. Основанные принципы воспитания: · Утверждение ценностного отношения к личности каждого ребёнка · Построение педагогической деятельности на основах гуманистического воспитания, построение субъект-субъектных отношений. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания школьников:
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (патриотическое воспитание).
2.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. (трудовое воспитание). 3.Воспитание нравственных чувств и этического сознания (аксиологическое воспитание). 4.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). 5.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни(физиологическое воспитание). 6.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания школьников начальных классов Духовно-нравственное развитие представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов. Ценности — это положительные значения объектов материального и духовного мира, закрепленные в определенных социальных, культурных и религиозных традиция, передаваемых от поколения к поколению. Ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках, в различении добра и зла, хорошего и плохого. Они являются регуляторами сознания и деятельности, определяют жизнь семейную, общественную и государственную. Само по себе духовно-нравственное развитие личности — сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом. Сферу педагогической ответственности можно обозначить основными направлениями. 1. Личность рассматривается, прежде всего, в аспекте ее гражданственности, соответственно, программы воспитания и социализации должны обеспечивать духовно-нравственное развитие гражданина России. 2. Основным инструментом педагогической поддержки духовно-нравственного развития личности гражданина является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания: семьей, институтами гражданского общества, общественными организациями. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности: 1.Патриотизм - выражается в ценностях:
2.Социальная солидарность - раскрывается в ценностях:
3.Гражданственность - основана на ценностях:
4. Труд и творчество – невозможны без таких ценностей как:
5. Эстетическое восприятие мира открывается в следующих ценностях: · Красота и гармония во всём (внутренняя и внешняя) · духовный мир человека (ценностные установки, нравственный выбор деятельности, смысл жизни) · эстетическое развитие (литература и искусство) 6.Экологическое воспитание базируется на следующих ценностях: · Бережное отношение к природе ( родной земле, заповедным зонам, растениям и животным, воде, почве, воздуху и т.д) · Познание научной картины мира · Экологическое сознание Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
3.Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания школьников начальных классов
Современный процесс образования это не только усвоение системы универсальных умений, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач.
Их содержание отражает основные направления развития личности: Личностная культура:
Социальная культура
Семейная культура
4.Содержание духовно-нравственного развития и воспитания школьников начальных классов Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. Реализация программы основана на принципах:
· интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную; в содержании и построении уроков; в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
· социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
· индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации; в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
· нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам; в личном примере ученикам.
· социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся; Духовно-нравственное развитие школьников в общеобразовательной школе обеспечивается программами воспитания и социализации. Их может быть восемь, в соответствии с теми источниками человечности, которые были определены выше. Программа воспитания и социализации имеет комплексный характер. Содержание воспитания в общеобразовательной школе группируется вокруг базовых национальных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращенный человеком к самому себе, поставленный педагогом перед обучающимся, как воспитательная задача, поиск решения которой направляет учебно-воспитательную деятельность. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:
Базовые ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью. Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы структурируется комплексом учебно-воспитательных программ: 1. Урочная деятельность; Урочная деятельность.
Воспитательные программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т.д.), не менее важными являются принципы ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Далее в Программе этот вид деятельности обозначается как Учёба. Здесь осмысление ценностей происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития.
Изучение материала и выполнение учебных заданий по нравственно-оценочным линиям развития в разных предметах:
· Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.). · Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д. · Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.). · Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.). · Риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела.
Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии:
· Проблемный диалог (образовательная технология) – это развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, полилогов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать.
· Продуктивное чтение (образовательная технология) – интерпретация текста порождает нравственную оценку, важно и то, в каком стиле проходит обсуждение, насколько откровенно дети делятся своими взглядами, суждениями.
· Групповые формы работы, требующие помощи и поддержки товарища. Внеурочная деятельность. Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр, а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения в культуре. Ценностные знания и опыт, приобретаются учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д. Знакомство с правилами нравственного поведения в ходе различных мероприятий:
· беседы и классные часы по проблеме человеческих взаимоотношений · просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, книг, представляющих противоречивые ситуации в поведении людей · Учебно-познавательные экскурсии · Участие в мероприятиях, организованных районными центрами воспитания школьников и другими культурными центрами города (ДДТЮ, библиотека им.Крылова, районные клубы, центры психологической поддержки, кинотеатры, театры, выставки, музеи, парки, дворцы спорта, военные училища, советы ветеранов и т.д) · коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) · ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении традиционных народных религиозных праздников «Здравствуй, Масленица», «Рождественские встречи») · осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их (диспуты, игра КВН, спортивные эстафеты) · туристические походы и другие формы активной деятельности · совместные трудовые дела (уборка территории школы, мастерская кормушек, изготовление поделок и игрушек для детского сада и др.) · Завершение большинства из этих событий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п.
Календарь традиционных школьных дел и праздников Сентябрь 1 сентября – День знаний; Праздник посвящения в ученики; Праздник Букваря; Октябрь Посвящение в гимназисты 1 классов Концерт для учителей «С днём Учителя!» Ноябрь День народного единства; Фестиваль искусств «Хочу на сцену» День матери Декабрь Новогодний утренник для начальной школы КВН «Новогодний калейдоскоп» Январь «Подвигу твоему, Ленинград» концерт для ветеранов Февраль Спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья». День защитника России. Рыцарский турнир Март «С праздником, дорогие женщины!» День птиц; Праздник книги Апрель Праздник победителей олимпиад. Май До свидания, школа! Внешкольная деятельность. Начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего района и т.п.). Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, общественно-полезные дела и т.д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. Воспитательная работа ведётся на нескольких уровнях, это обеспечивает условия для постепенной социализации младшего школьника: 1 уровень – приобретение школьниками социальных знаний на занятиях в кружках и секциях дополнительного образования. 2 уровень – формирование ценностного отношения к социальной реальности, участие в коллективных творческих делах школы и класса. 3 уровень – получение опыта самостоятельной общественной деятельности, участие в районных и городских социально-образовательных и творческих проектах. Семейное воспитание. Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо синхронизировать организационно и содержательно. Каждая воспитательная подпрограмма содержит систему творческих заданий, выполнить которые ребенок может только со своими родителями. Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества. Система воспитательной работы Управление воспитательным процессом 1.Задача управления воспитанием в начальной школе, в сопоставлении с последующими ступенями общего образования, решается органично в силу того, что классный руководитель является и основным организатором школьной жизни учеников. Классный руководитель обеспечивает:
Важным условием педагогического управления является получение объективной информации о реализации программ воспитания и социализации школьников. Результаты освоения таких программ диагностируются в ходе мониторинговых исследований и в таком качестве являются основанием для принятия управленческих решений. Такие исследования позволяют получать информацию об уровне освоения самих программ и обобщенные данные о моральной атмосфере в школьных коллективах. Оценка личностных достижений школьников в процессе духовно-нравственного развития может осуществлять с помощью портфолио. 2.Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Портфолио составляется по каждой воспитательной программе и разделяется по ступеням образования: начальная, средняя и старшая школа. В портфолио осуществляется последовательное накопление результатов выполнения учеником воспитательных задач в рамках соответствующей воспитательной программы. Портфолио представляет собой педагогически спроектированную и методически организованную индивидуальную подборку материалов, последовательность которых демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в освоении определенных духовных ценностей в рамках воспитательной программы. Помощь в составлении портфолио оказывается школьным психологом. В структуре воспитательной работы ГОУ №363 выделяются основные направления:
· Гражданско – патриотическое, · Художественно – эстетическое, · Нравственно – правовое, · Научно – исследовательское, · Социальная адаптация, · Музейно – экскурсионное. · Сохранение и укрепление здоровья
Приоритет в работе на протяжении многих лет отдается патриотическому, художественно – эстетическому и научно исследовательскому воспитанию школьников. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма на основе исторических ценностей и роли Санкт – Петербурга в судьбе России, предусматривает воспитание граждан, уважающих и помнящих свою историю, традиции и обычаи предков. Это традиционные встречи с ветеранами, совместные поездки с ветеранами на «Дорогу Жизни», уроки Мужества, радиолинейки, экскурсии в музеи возвращают нас в те суровые дни, затрагивают и волнуют детские сердца. А на участие в командах игры «Зарница», «Школа безопасности» и соревнования допризывной молодежи. Основные направления воспитания в образовательном учреждении.
Дополнительное образование
В условиях образовательного учреждения ГОУ №363 дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по учебным обязательным дисциплинам. Дополнительное образование и внеурочная творческая работа увеличивает пространство, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Именно здесь ребенок может не боятся неудач. Очень важно создать условия для внеурочных занятий детей, широко использовать их творческие возможности в подготовке общешкольных мероприятий, демонстрации личных достижений.
Внеклассная деятельность
Принимая участие в разнообразных школьных и районных делах, ребята могут найти место для реализации своего творческого потенциала, раскрыть свои возможности. А конкурсов и праздников в гимназии великое множество. Это и День Гимназии, и ежегодный фестиваль песни, и Новогодний марафон, и Февральский Месячник оборонно – массовой работы, заполненный до предела, и предметные недели, праздник Последнего звонка и многие – многие другие. А какие концерты и газеты готовят дети к Дню Учителя и к 8 марта. Традиционно, учащиеся школы занимают призовые места в районном фестивале литературно музыкальных композиций, конкурсе чтецов, хоровых коллективов и солистов, хореографии, изобразительному искусству. Активно учащиеся школы принимают участие в разнообразных спортивных соревнованиях, проводимых в школе и районе. С большим удовольствием ребята участвуют в спортивном празднике, который ежегодно проводится в апреле. Праздник включает в себя соревнования, конкурсы, показательные выступления спортсменов. Каждый человек должен чувствовать себя хозяином и у нас в гимназии функционирует Актив творческих дел «Дозор». Функции Актива «Дозор» включают в себя как помощь в организации внеурочных мероприятий, так и участие в районных и городских социально – значимых акциях. Также Актив творческих дел «Дозор» выпускает школьную газету «Гимназисты». Большое внимание мы уделяем созданию облика гимназиста, дальнейшему формированию ее традиций, чему способствует наличие Эмблемы и Герба гимназии, Гимна гимназии, Этического кодекса гимназиста. Также чувство гимназической общности достигается наличием единой школьной формы и единых дневников. Каждый должен вносить свой посильный вклад в благоустройство своего дома, школы, города, понимать, что каждое даже самое маленькое дело может принести большую пользу. Такими делами могут стать уборка класса, сбор макулатуры, субботник, летняя трудовая практика. Так, собирая макулатуру, ребята считают, сколько деревьев они сберегли. Классные руководители в своей работе используют возможности города. Ученики начальной школы начинают свое знакомство с культурными ценностями с посещений районной библиотеки, планетария, этнографического музея. Традиционными стали посещение театров, экскурсии, на которых ребята знакомятся с историей родного города, с архитектурными памятниками, узнают о жизни и творчестве писателей и поэтов, живших в нашем городе.
Создание условий для реализации программы:
· аналитико – диагностическая деятельность. · определение стратегии и тактики деятельности. · кадровое обеспечение воспитательного процесса. · решение проблем материально – технического и нормативно – методического обеспечения. · апробация инновационных процессов в области воспитания.
· совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы. · качественное и количественное закрепление достигнутых результатов. · мониторинг инновационной деятельности. · повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания всех категорий.
Организация и контроль над выполнением программы.
Координация деятельности по реализации программы воспитания и контроль за ее исполнением возложены на администрацию гимназии. Администрация гимназии: - анализирует ход выполнения плана действий по реализации программы и вносит предложения по его коррекции, - осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации программы, - координирует взаимодействие всех организаторов процесса воспитания: классных руководителей, учителей – предметников, социального педагога, педагога-организатора, педагогов дополнительного образования. 5.Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников начальных классов Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Чтобы сохранить преемственность, не прерывать уже существующий процесс воспитания ребенка, школа в духовно-нравственном развитии учащихся должна сотрудничать с семьей. Необходимо создавать общее, открытое для социальной среды, школьно-семейное пространство духовно-нравственного воспитания и стремиться к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и «социальной семьей» ребенка. Объединение семьи и школы в деле воспитания создает благоприятные возможности для укрепления гражданственности. Взаимодействие с центрами культурно-досугового значения, которые способны помочь духовно-нравственному воспитанию школьников, связать школу с реальной жизнью. Педагог, учитывая интересы учащихся своего класса, может наладить связь с детскими психологическими центрами, домами творчества юных, клубами, детскими библиотеками, театрами, музеями, воскресными школами и т.д. для проведения совместных добрых дел, которые впоследствии могут являться основой каких-либо проектов, создаваемых учеником вместе с родителями. Например, проекты «Моя родословная», «Реликвии нашей семьи» и др. Одной из педагогических задач реализации данной программы является организация эффективного взаимодействия школы и семьи в целях духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов в следующих направлениях: · Создание культурно-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности (символы) российской нации, народов РФ, территориально-регионального и местного сообщества; герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей российской истории, государственные праздники, памятные даты национальной истории и другие; · Создание эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом; · Создание эстетической среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы; · Создание школьной воспитательной среды, воссоздающей историю данного образовательного учреждения, его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события ее прошлого и настоящего; · Расширение программ взаимодействия школы с семьей, систематическое привлечение родителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ воспитания и социализации обучающихся. Работа Попечительского совета школы и родительских комитетов классов. · Взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с социальными субъектами воспитания: ветеранскими, экологическими, национально-культурными и иными общественными организациями · Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) учащихся путем проведения родительских конференций и тематических расширенных педагогических советов, организации родительского лектория, выпуска информационных материалов и публичных докладов школы по итогам работы. · Совершенствования межличностных отношений педагогов, учащихся и родителей путем организации совместных мероприятий, праздников, акций, проводимых в школе по традиционному календарю. · Взаимодействие общеобразовательного учреждения и родителей при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта; · Интеграция учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно- полезной деятельности в рамках программ воспитания и социализации обучающихся;
· Направленность программ воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России; · Педагогическая поддержка детско-юношеских, молодежных, семейных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России 6.Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания школьников начальных классов:
По каждому из заявленных задач и направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов:
1.Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (патриотическое воспитание):
· ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; · элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; · первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; · опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; · опыт социальной и межкультурной коммуникации; · начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. · интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; · уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; · начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов; · интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, г.Санкт- Петербурга, Фрунзенского района · стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города · любовь к образовательному учреждению, городу Санкт-Петербургу, своей стране - России; · уважение к защитникам Родины; · умение отвечать за свои поступки; · негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. 2.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (трудовое воспитание): · ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; · первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; · ценностное и творческое отношение к учебному труду; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. · элементарные представления о различных профессиях; · первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; уважение к труду и творчеству старших и сверстников; · осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; · потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; · элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; · первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; · умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; · бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; умение соблюдать порядок на рабочем месте; · отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей. 3. Воспитание нравственных чувств и этического сознания (аксиологическое воспитание): · начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; · уважительное отношение к традиционным религиям, элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; · знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. · нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; · способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации · представления о правилах поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; бережное, гуманное отношение ко всему живому; · установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; формирование, организация и сплочение детского коллектива · знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться вежливыми словами, быть аккуратным. · стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым; умение анализировать свою и чужую деятельность; · представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; · отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (физиологическое воспитание): · ценностное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих тебя людей (родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников) · элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; · первоначальный личный опыт сберегающей здоровье деятельности; · первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; · знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. · элементарные представления о единстве и взаимовлиянии различных видов здоровья человека: физического, нравственного (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива); · элементарные представления о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей; · понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; · знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение режима дня младшего школьника; · первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; · первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; · отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой 5.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): · первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; · первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; представления о душевной и физической красоте человека; · элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; · первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; · первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; · первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; выявление и развитие индивидуальных творческих способностей · мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи. · формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества; · интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке; · интерес к занятиям художественным творчеством; · стремление к опрятному внешнему виду; · отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. 6.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
· ценностное отношение к природе; развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; · первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; ценностное отношение к природе и всем формам жизни; · элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; · первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; · личный опыт участия в экологических инициативах, проектах,элементарный опыт природоохранительной деятельности; · бережное отношение к растениям и животным, окружающему миру.
Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в
Портрете выпускника начальной школы: · умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками · владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и олимпиадах · обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение) · любознательный, интересующийся, активно познающий мир · владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности · любящий свой край и свою Родину · уважающий и принимающий ценности семьи и общества · готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой · доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера честный и справедливый, любящий и заботливый · выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возрастных особенностей. | ||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |