Аналитический отчёт
о результатах деятельности районной опытно – экспериментальной площадки государственного образовательного учреждения гимназия №363 Фрунзенского района Санкт – Петербурга
Этап работы: 2 этап (преобразующий) 2008-2009 учебный год.
Научный руководитель: Татарченкова Светлана Степановна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры Управления и экономики образования С-Пб АППО.
1.Общее описание эксперимента
В 2008 – 2009 учебном году гимназия работала в режиме второго (преобразующего) этапа ОЭР, который предполагал:
- проведение учебно-воспитательных мероприятий по теме исследования;
- корректировку и апробацию разработанных методик и планов в условиях деятельности ГОУ гимназия №363;
- анализ результатов теоретических и практических наработок, рефлексия результатов процесса апробации;
- разработку и апробацию экспериментальной модели развития коммуникативной компетентности учителя.
Гипотеза эксперимента: путём применения методов интерактивного обучения сможем повысить эффективность и успешность развития коммуникативной компетентности участников образовательного процесса.
Предполагаемые результаты опытно – экспериментальной деятельности 2 этапа:
1.Создание максимально объёмной «копилки» опыта педагогов в рамках проектно – сетевого направления, очерченного темой (накопление конкретного материала относительно того, каким образом в деятельности разных учителей строится диалог с учеником и осуществляется индивидуализация обучения)
2. Повышение квалификации преподавательского состава гимназии с учётом выбранного направления деятельности ОЭР.
3. Повышение уровня коммуникативной культуры учеников и учителей.
2. Описание результатов:
В соответствии с планом работы в начале года были уточнены и скорректированы составы проектно-сетевых конференц – групп.
Основным направлением работы стала разработка и апробация экспериментальной модели развития коммуникативной компетентности учителя, в основу которой положен принцип непрерывности и систематичности педагогического образования и самообразования.
Особенности системы внутришкольного повышения квалификации педагогов, участвующих в эксперименте, степень её влияния на качество проводимой работы.
- Изменились формы методической поддержки учителей, участвующих в ОЭР:
Прежде всего, определена готовность педагогов к продолжению инновационной деятельности как условие и показатель эффективности проведения ОЭР.
Показатели теоретической готовности:
– знание показателей адекватной самооценки уровня личностно-профессионального саморазвития;
– знание уровней профессионального саморазвития, технологии проектирования авторской методической системы, критериев и показателей саморазвития учащихся и многое другое.
Показатели практической готовности:
– целеполагание и реализация авторской модели обучения и воспитания;
–самообоснование своих действий на основе собственной внутренней профессиональной мотивации;
–коммуникативные, диагностические, рефлексивные, исследовательские, проектировочные, аналитические умения и др.
При становлении готовности к инновационной деятельности определяющей является готовность психологическая. Крайне важно изучить и задействовать доминирующие мотивы, стимулирующие творческую, исследовательскую, инновационную деятельность.
Показатели:
– способность к творчеству, к адекватной самооценке, прежде всего, уровня собственного саморазвития;
– самостоятельность;
– ответственность за принимаемое решение;
– рефлексия своего поведения;
– диалогичность.
Основные задачи методической поддержки
1.Разработка системы средств методической поддержки.
2.Становление готовности педагогов к саморазвитию.
3.Выявление условий эффективной организации методической поддержки в школе.
Этапы реализации методической поддержки
Наименование этапа |
Содержание деятельности педагога |
Диагностический |
Диагностика состояния основных показателей успешности развития, саморазвития, воспитания и обучения педагогов, диагностика потребности в методической поддержке |
Организационно-аналитический |
Выбор средств и форм методической поддержки, адекватных проблемам учителя. Разработка плана осуществления методической поддержки |
Деятельностный |
Действия педагога по решению возникающих проблем, действия руководителя, координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая оперативная методическая помощь учителю, одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы педагога |
Рефлексивный |
Обсуждение (совместное с педагогом) успехов и неудач предыдущих этапов методической деятельности, констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения, осмысление и анализ руководителем и педагогом нового опыта его профессиональной деятельности |
Формы методической поддержки
Используются различные этапы, формы, виды, методы, средства, приемы методической поддержки.
Оперативная помощь – своевременное и быстрое исправление травмирующей педагога ситуации, коррекция его поведения, его отношения к проблеме и направление развития событий в оптимальный педагогический режим. Оперативная помощь может заключаться в конфиденциальной беседе руководителя с педагогом.
Превентивная помощь направлена на предупреждение нежелательного, с педагогической точки зрения, поведения и общения педагога, формирование умения вести себя в необычной профессиональной ситуации, когда педагог в силу каких-либо обстоятельств оказывается выключенным из привычной системы взаимоотношений. Превентивная методическая поддержка – это процесс создания условий для адекватного восприятия педагогами новой информации, относящейся к направленности инновационных учебных, внеучебных, социальных, культурных интересов и поведения в зоне ближайшего развития, к формированию и актуализации интереса педагогов к развитию и саморазвитию. Превентивная методическая поддержка реализуется при помощи ряда педагогических средств, в частности:
– воспитание у педагогов культуры общения, куда входят знания (правил эффективного общения), умения (владение способами общения) и навыки (применения знаний и умений в ежедневном общении);
– формирование у педагогов интереса к различным инновациям;
– развитие у педагогов адекватной самооценки;
–свободная, самостоятельная, индивидуальная методическая деятельность учителей.
Формы методической поддержки учителей ГОУ гимназии №363, использующих современные образовательные технологии
Форма |
Ответственный
|
Заседание научно-методического совета школы |
Директор
Акатова И.Б. |
Методические объединения учителей-предметников |
Зам. директора по УВР:
Балакирева Г.С.,
Буркова Л.К.,
Ерёменко Г.И.
председатели МО |
Психолого-педагогический консилиум службы сопровождения |
Психолог
Мазурчак Т.Е. |
Консультации классных руководителей |
Зам. директора по ВР
Родченко Е.Е. |
Методические объединения классных руководителей |
Зам. директора по ВР
Родченко Е.Е. |
Педсоветы |
Зам. директора по УВР:
Балакирева Г.С.,
Буркова Л.К.,
Еременко Г.И.,
Родченко Е.Е. |
Творческие группы учителей в рамках реализации Программы развития и ОЭР |
Научный руководитель:
Татарченкова С.С.
Руководитель ОЭР:
Саберзянова Р.Р.
Руководители творческих групп |