| ||||||
|
| |||||
Советы психолога
Прочитав эту статью, Вы узнаете: Как стать идеальным родителем для своего ребенка? Если Вам не нравиться поведение Вашего ребенка, если он Вас часто раздражает и сердит, если Вы не довольны его успехами в школе, то все эти проблемы можно решить. Надо просто изменить Ваши отношения с ним. Ведь уже давно известно, что «проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же, как дети «с комплексами», «забитые» или «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Как же построить отношения с ребенком так, чтобы он был послушным и успешным, а мы бы испытывали радость от того, что являемся родителями? В этой лекции мы дадим Вам несколько советов – принципов, на которых должны строиться Ваши взаимоотношения с ребенком. Первый принцип – безусловное принятие. Что он означает? Это значит - любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть в нужности другому, одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда Вы сообщаете ребенку, что он Вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, ласковых словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Я рада тебя видеть», «Я люблю, когда ты дома»… Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия, развития и успеха нужно не менее восьми объятий в день! (И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому). Подобные знаки безусловного принятия нужны ребенку, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно- психологические заболевания. К сожалению, специалисты отмечают, что таких детей у нас сейчас становится больше. Это связано с тем, что родители стали меньше уделять внимания своим детям, в силу большей занятости на работе, большей занятости именно своей личной жизнью, своими увлечениями. В результате тестирования психологи определили, что родители общаются со своими детьми в день - 4 минуты, это если исключит вопросы: «Ты ел сегодня? Какие у тебя оценки?». А потом мы удивляемся, почему наши дети не умеют общаться? Часто родители спрашивают: «Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?» Нет, не значит. Скрывать и тем более копить негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но без крика, оскорблений и унижения ребенка. Второй принцип - можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенка в целом. Запомните! Ребенок всегда хороший, а вот поступок, может быть плохим. Необходимо отделять ребенка от поступка. И если Вы скажите ребенку: «Ты у меня такой хороший, а поступил так плохо. Я надеюсь, что это больше не повторится!». Тем самым, Вы передаете ребенку веру в него, веру в то, что он хороший, и ему сложнее будет повторить плохой поступок. Принцип третий – можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания. Надо быть внимательными к переживаниям ребенка. И конечно, иногда его переживания, с высоты нашего жизненного опыта и собственных проблем кажутся незначительными и безосновательными, но поверьте, его горе: по поводу потерявшейся игрушки, разбитой коленки или обидного слова одноклассника – реально, и так же велико, как и наши неприятности и переживания. И разделить его горе, понять его переживания и отнестись к ним с вниманием и пониманием это очень важно. Принцип четвертый – Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его. А давайте вспомним, как часто мы срываем на своих детях раздражение и недовольство, вызванное трудностями нашей собственной жизни (неприятные слова начальника, трудности на работе, низкая зарплата или не складывающиеся отношения с друзьями … ) Часто ли справедливы наши претензии и требования к нашим детям? «…Меньше всего любви достается, нашим самым любимым людям…» Б.Окуджава. Но мы можем и должны это изменить! Во всяком случае, пока не поздно. Ох, как это часто бывает! Приходит родитель ученика 8-го класса, понимает, что отношения с собственным ребенком зашли в «тупик» и приносят разочарование, обиду и боль. И наладить взаимоотношения бывает куда сложнее, чем тогда, кода ребенок посещает начальную школу. Очень часто меня спрашивают: «Что делать, если мне некогда общаться с ребенком?». Ответ: «Да. Воспитание требует много сил и времени. И насколько я понимаю, у вас есть более важные дела. Стоит осознать, что порядок важности дел - Вы выбираете сами. В этом выборе Вам может помочь известный многим родителям факт, что на исправление упущенного в воспитании детей потом уходит в десятки раз больше времени и сил». Выбор за Вами. Основная задача начальной школы – научить ребенка учиться. И только в этом случае обучение в старших классах будет успешным и достигнет цели. И в этом учителю не обойтись без помощи, поддержки и определенных требований, по отношению к ребенку, родителей. Научить учиться – что это такое? Это: · Научить собирать портфель, · Выполнять домашние задания (всегда и все!), · Хвалить за успехи (даже незначительные), · Верить в ребенка, в то, что он справится! · Интересоваться, что было интересного в школе? Чему он научился сегодня? · Позволять ребенку совершать ошибки, и исправлять их. (Это нормально). · Смеяться вместе с ним, если смешно, огорчаться, если – грустно. · Играть в какие-нибудь игры, · Читать перед сном, хотя бы 15 минут- это время и безраздельное Ваше внимание очень важно для ребенка. · Обучить ребенка приводить в порядок свое рабочее место, после выполнения уроков (и конечно убирать кровать всегда и самостоятельно). · Внимательно относиться к режиму сна. Дети в этом возрасте должны спать 10 часов. Это необходимо для усвоения информации, полученной днем. Ведь когда мы спим, отдыхаем, наш мозг трудится - перерабатывая информацию (запоминает, сортирует), полученную в течение дня. · Обязательно ограждать ребенка от агрессивного воздействия телевизионных программ. Будьте внимательны к тому, что и сколько смотрят ваши дети. · Обсуждать прочитанные сказки, рассказы – нет лучшего способа улучшить речевое развитие Вашего ребенка.
Помните, дети учатся тому, что видят вокруг себя в жизни:
Успехов Вам, дорогие родители! А если есть проблемы во взаимоотношениях с детьми или вопросы, на которые сложно найти ответ, то можно обратиться к школьному психологу.
Советы родителям будущих первоклассников:
Вы только что записали ребенка в первый класс? Советы психолога помогут подготовить ребенка к этому непростому переходу во взрослую жизнь.
1. Вспомните свои страхи перед первым школьным днем и постарайтесь сделать так, чтобы они не передались вашему ребенку. Невротичные родители создают проблемы своим детям. 2. Не нагружайте будущего первоклассника информацией о том, что в вашем роду были только отличники. Дайте ему шанс прожить собственную жизнь, а не копировать чужую. 3. Не настраивайте себя против педагогов: и ваши учителя не были нобелевскими лауреатами, но это не помешало вам получить хорошее образование. 4. Объясните будущему ученику, что вы всегда будите его любить, а не только за хорошие отметки. 5. Не задавайте каждый день один и тот же вопрос: «Хочешь пойти в школу?» На двадцатый раз ребенок поймет, что вы что-то не договариваете. А опасение и недоверие не лучшие его спутники. 6. А самое главное, будущий первоклассник должен знать, что он для мамы и папы – самый любимый человек. Ему нужны поддержка, понимание, одобрение и дружеская улыбка самых близких людей на земле.
Советы педагогам:
ПРЕДПОЛОЖИТЕЛЬНО, что может являться характеристикой класса с точки зрения учебной деятельности (т.е.умения учиться): «Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся … класса и В классе обучаются … детей, из которых мальчиков - …, девочек - …» Далее можно охарактеризовать класс по следующим направлениям:
1. Потребность в учебной деятельности или мотивация обучения. Есть или нет, сколько примерно % детей имеют мотивацию. Что планируете в рабочей программе для повышения мотивации? (Например: 1.Интересные примеры из жизни. 2.Использование творческих заданий. 3.Объяснение цели изучения данного материала.4. Регулярный контроль за выполнением заданий) 2. Способность детей воспринимать (или ставить перед собой) учебную задачу, поставленную учителем перед каждым уроком, как части общей темы. 3. Владеют ли ученики учебными действиями. (Пример: Могут ли использовать алгоритм для решения конкретной задачи). 4. Планирование осуществления контроля за выполнение заданий учащимися. Оценка, как показатель освоенности изучаемого материала. Могут ли осуществлять самоконтроль ученики (все или часть, какая? - %). 5. Разделение учащихся класса с точки зрения восприятия предлагаемой информации: визуалы (лучше воспринимают информацию зрительно), аудиалы (на слух), кинестетики (через практическую деятельность). (Кого больше, так и подавать материал, и развивать другие виды восприятия материала.) 6. Уровень развития памяти (кратковременной или долговременной). (У современных детей развита (очень часто) только кратковременная память. Помнить и использовать полученную информацию они могут в течение нескольких часов после объяснения. Что делать? В рабочей программе планировать различные приемы для улучшения запоминания.) 7. Характеристика устойчивости внимания класса к объяснениям учителя. Как долго класс удерживает внимание? Что можно делать для привлечения и удержания внимания? (Смена деятельности. В мл.кл.- физкульт минутки). 8. Характеристика класса с точки зрения выраженности творческих способностей (выполнения творческих заданий). 9. Характеристика класса с точки зрения развитости волевых качеств. (Сколько детей имеют развитую волевую сферу, примерно). Не все пункты могут входить в характеристику класса, но мы попытались максимально предоставить критерии, по которым класс может быть оценен. По вопросам предложений, дополнений и разъяснений, к вышеперечисленным пунктам, можно обращаться к школьному психологу.
| ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |