I. Введение
1.Полное наименование Программы:
Программа развития Государственного общеобразовательного учреждения гимназии №363 Фрунзенского района Санкт-Петербурга на 2011-2015гг.
2.Основания для разработки программы: повышение образовательных запросов родителей и учащихся и необходимость решения задач в соответствии с национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» и Стратегией развития системы образования Санкт-Петербурга на период до 2020года.
3. Период и этапы реализации Программы:
1 этап – организационно-методический: 2011-2012гг.
2 этап – внедренческий: 2013-2014гг.
3 этап – предоставление гарантированного поля возможностей всем участникам образовательного процесса для получения нового качества образования: 2014-2015гг.
4. Цель Программы – выход образовательного процесса в гимназии на качественно новый уровень, соответствующий современным социальным и государственным запросам и характеризующийся использованием инновационных педагогических технологий всеми учителями.
Программа выстраивается в соответствии с направлениями образовательной политики школы, определенными как приоритетные на период до 2015 года, и учитывает необходимость решения следующих задач:
-достижение высокого качества, разнообразия и мобильности образовательных услуг, удовлетворяющих запросы социума Санкт-Петербурга, Фрунзенского района, семьи и личности;
-обеспечение базовых (ключевых) компетентностей учащихся, составляющих необходимое условие успешной адаптации в обществе XXI века;
- укрепление связей с ВУЗами, культурными и научными учреждениями города, приобщение учащихся и педагогов к творчеству и исследовательской деятельности;
-совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников, ориентация на инновационную деятельность;
-установление прочных связей между системой основного и дополнительного образования, разработка новых учебных программ на интегративной основе;
улучшение условий обучения, существенное обновление материально-технической базы гимназии;
-сохранение и укрепление здоровья учащихся и педагогов. Развитие службы мониторинга здоровья детей на основе современных технологий, обеспечение углубленной диагностики состояния здоровья и образа жизни учащихся.
II.Обеспечение качества образования: организационные и нормативные основы.
В целях оптимизации работы и решения наиболее значимых задач по повышению качества образования коллектив гимназии выделяет следующие приоритетные направления:
Направление работы |
Содержательные характеристики |
Период реализации |
Аттестация и аккредитация школы |
1. Лицензирование ГОУ
2.Комплексная подготовка к новой аттестации
3.Прохождение аттестации и получение государственной аккредитации |
2011г.
2012-2013гг.
2014-
2015 год
|
Образовательные программы |
1. Создание новой Образовательной программы начальной школы в связи с переходом на новые стандарты образования;
2. Совершенствование содержания образовательных программ, реализуемых гимназией с учетом результатов маркетинговых исследований и концептуальных положений;
3. Создание новых образовательных программ в средней школе в связи с переходом на новые стандарты образования;
4. Разработка и совершенствование учебно-методических комплексов по реализации образовательных программ. |
2011-2012гг.
2011-2015гг.
2012-2014гг. |
Учебные программы и программы сопровождения |
1.Апробация и внедрение в образовательный процесс новых программ элективных курсов (предметов по выбору);
2. Расширение практики использования в учебном процессе методики компьютерного сопровождения уроков;
3. Корректировка содержания учебных программ на основе использования технологий личностно-ориентированного образования и внедрения «Портфолио» класса и ученика. |
2011-2015гг.
|
Дополнительное образование |
1.Оптимизация структуры программ системы дополнительного образования с учётом пожеланий учащихся и родителей;
2. Расширение сферы платных услуг (иностранный язык и спортивная направленность);
3. Обобщение опыта работы педагогов дополнительного образования;
4. Творческие отчеты коллективов дополнительного образования. |
2011-2015гг. |
Обучение персонала и повышение квалификации |
1. Создание системы оперативного информирования в области образовательной политики, распространения передового педагогического опыта.
2. Разработка и внедрение в практику Положения о школьном конкурсе «Учитель года», создание системы презентации профессиональных достижений педагогов;
3. Расширение практики психолого-педагогических консилиумов, а также анкетирования сотрудников с целью выяснения актуальных вопросов совершенствования образовательно-воспитательного процесса и внутришкольного управления.
4. Развитие форм сотрудничества с ВУЗами-партнёрами с целью повышения качества преподавания, приглашение специалистов АППО для лекций, семинаров и консультаций.
5.Участие педагогов в районных и городских конкурсах педагогических достижений, семинарах, конференциях, педагогических чтениях.
6. Организация деятельности методических объединений по созданию учебно-методических комплексов, носящих интегрированный характер, базирующихся на основных концептуальных положениях «Программы развития гимназии».
7. Помощь молодым педагогам, возвращение к системе наставничества.
|
2011-2015гг.
.
|
Достижение целей и задач, стоящих перед гимназией на ближайшее пятилетие, может быть реализовано через следующие проекты:
· «Инфомир»
· «Естественнонаучный цикл и исследовательская
деятельность в условиях гимназии»
· «Гимназия и общество» («Открытая школа»)
· «Ученическое соуправление – шаги к воспитанию гражданина»
· « Наша новая начальная школа» ( «Будущий гимназист»)
· «Психология сотрудничества» (Программа «Контакт»)
· «Интерактивные технологии как средство развития
коммуникативной компетентности субъектов образования»
· «Развитие материально-технической базы и финансирование»
III. Проекты в рамках реализации Программы развития
1. Проект “Инфомир”
Цель проекта:
Повышение информационной культуры выпускников школы, педагогического коллектива, способствующей успешной социализации личности в современных условиях.
Задачи:
- Повышение информационной культуры выпускников школы, педагогического коллектива, способствующей успешной социализации личности учащихся в современных условиях;
- Повышение ИКТ компетентности педагогов.
- Совершенствование технической оснащенности школы.
- Привлечение учащихся к деятельности, основанной на изучении новых информационно-компьютерных технологий.
- Поддержка и постоянное обновление структуры сайта школы, сайтов педагогов в сети Internet.
- Совершенствование форм, приемов и методов преподавания различных дисциплин в школе с использованием ИКТ;
- Окончательное внедрение АИСУ «Параграф», переход на электронный классный журнал и электронный дневник.
Кроме того, предполагается:
- создать систему информационно-коммуникативного обеспечения общественной жизни школы;
- развить сеть автоматизированного документооборота и делопроизводства;
- активно использовать Интернет и мультимедийные технологии всеми учителями школы.
Этапы решения задач:
1. Постоянное повышение квалификации педагогов в области ИКТ на базе НМЦ, АППО, РЦОКО и ИТ, СПбГУИТМО.
2. Проведение мастер – классов и интегрированных и бинарных уроков с использованием ИКТ в общеобразовательном процессе.
3. Совершенствование технической оснащенности гимназии (приобретение автоматизированных рабочих мест учителей - 30 компьютеров, переоснащение кабинета информатики -26 компьютеров, приобретение 10 интерактивных досок и 15 мультимедиапроекторов).
4. Пополнение медиатеки за счет финансирования программы ИСО и средствами гимназии постоянно по мере необходимости.
5. Участие в образовательных проектах в сети Интернет.
6. Создание проектов для использования на уроках.
7. Создание собственных Web –страниц преподавателей, администрации, социально-педагогических служб и учащихся и их размещение на сайте гимназии.
8. Развитие системы ученического самоуправления гимназии и создание отдельных Web- страниц учащихся гимназии.
9. Включение образовательного учреждения в единое Российское и мировое образовательное пространство для популяризации деятельности гимназии.
10. Обеспечение доступа к информации о деятельности образовательного учреждения учащимся, родителям и заинтересованной общественности.
11. Обработка информационных данных об образовательной деятельности гимназии.
12, Обучение пользованию базой АИСУ «Параграф» (модули «Успеваемость» и «Классный журнал») педагогического коллектива и дальнейшее их применение.
Мероприятия по реализации Проекта:
1. Установка оборудования и программного обеспечения |
1.1. Обновление и пополнение оборудования компьютерных классов, отдельных программно-аппаратных комплексов для использования в учебно-воспитательном процессе |
2011-2015гг. |
Администрация школы |
1.2 Открытие кабинета мультимедийного проекционного оборудования |
2013г. |
Администрация школы |
13. Полное внедрение комплекса «АИСУ- Параграф» для автоматизации управления школой |
2011 - 2012гг. |
Администрация школы |
2. Работа с «Интернет» |
2.1. Развитие локальных вычислительных сетей в школе |
|
Администрация школы |
3. Разработка и внедрение информационных ресурсов и систем |
3.1. Поддержка и пополнение сайта школы |
2011-2015гг.. |
Ответственный за сайт |
3.2 Создание презентации школы |
2011г. |
Учитель информатики |
4. Применение информационных технологий |
4.1. Автоматизация управленческой деятельности |
2012-2013гг. |
Администрация школы |
4.2. Автоматизация работы социально-психологической службы |
2012-2013гг |
Администрация школы |
4.3. Автоматизация работы методической службы |
2012-2013гг |
Администрация школы |
4.4. Автоматизация работы библиотеки |
|
Администрация школы |
4.5. Применение информационных технологий в преподавании общеобразовательных предметов |
|
Учителя -предметники |
4.7. Применение информационных технологий в организации воспитательной работы |
|
Администрация школы |
4.8.Развитие системы дополнительных образовательных услуг с применением информационных технологий |
|
Администрация школы, учитель информатики |
4.10.Участие в конкурсе в области информатизации образования |
. |
Администрация школы |
5. Кадровое обеспечение |
5.1. Анкетирование педагогических кадров школы и диагностика уровня готовности пед.коллектива к внедрению информационных технологий в УВП |
|
Администрация школы |
5.2. Повышение уровня компьютерной грамотности педагогических кадров гимназии через курсовую подготовку в НМЦ, АППО, РЦОКО и ИТ, СПбГУ ИТМО |
|
Методисты НМЦ |
Предполагаемый результат проекта:
- единая информационная база данных для управления образовательным процессом в школе.
- единое информационное пространство, доступное для каждого педагогического работника;
- вхождение школы в российское образовательное информационное пространство с поддержкой сайта в Интернете и включением школы в общероссийские образовательные проекты;
- создание банков данных информаций;
- повышение компьютерной грамотности и коммуникативной компетентности педагогов;
- модернизация образовательного процесса, создание новых условий обучения в гимназии.
Гимназия полностью обеспечена электронными образовательными ресурсами, действует «электронное образовательное правительство», школа открыта для родителей, способствует формированию их информационной компетентности и интенсивно развивает партнерские отношения с родителями и общественностью..
2. Проект «Естественнонаучный цикл и исследовательская деятельность в условиях гимназии»
Цель Проекта:
Повышение уровня образования и улучшения качества знаний по предметам естественнонаучного цикла в условиях гимназии.
Задачи Проекта:
-коррекция учебных планов и программ по предметам естественнонаучного цикла;
-разработка и внедрение педагогических технологий, направленных на повышение уровня мотивации учащихся к приобретению знаний и исследовательской деятельности;
-расширение межпредметных связей и интегративной составляющей обучения;
-расширение дополнительного образования и создание новых учебных программ по профилю Проекта;
-изучение и обобщение опыта учителей-предметников;
-улучшение материально-технической и методической базы кабинетов.
В рамках реализации Проекта предполагаются следующие мероприятия:
№№п/п |
Основные мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Корректирование планов МО в связи с работой гимназии по реализации Программы развития |
2011-2012гг. |
Председатели МО |
2. |
Разработка и внедрение новых программ элективных курсов: «Из истории русской физики и жизни её творцов»;
«Технология научных исследований (химия)»;
«Решение задач повышенной сложности» (физика, математика);
«Человек в окружающем мире» (биология) и др.
|
|
Председатели МО, педагоги-предметники |
3. |
Создание Проекта и работа по организации Школьного Научного общества |
2012-2013гг. |
Председатель МО естественнонаучного цикла, зам. директора по УВР |
4. |
Определение индивидуальных исследовательских тем педагогов, подготовка методического материала в рамках концепции Проекта и Программы развития. |
2011-2012гг. |
Председатели МО. |
5. |
Организация подготовки творческих исследовательских работ и участия школьников и педагогов в различных проектах, Олимпиадах, конкурсах и т.д.
Организация и проведение ежегодных научно-практических конференций гимназистов на основе интеграции естественнонаучных предметов (Физика, химия, биология) |
2011-2015гг. |
Председатели МО, педагоги-предметники |
6. |
Организация открытых уроков, круглых столов, семинаров, научно-практических конференций для педагогов, подготовка публикаций для анализа и распространения опыта исследовательской деятельности. |
2011-2015гг. |
Председатели МО, зам.директора поУВР. |
7. |
Создание базы данных по применению педагогами инновационных технологий и размещение её на сайте гимназии. |
2013-2015гг. |
Председатели МО, зам. директора по УВР, руководитель структурного подразделения |
8. |
Организация Школьного Научного общества |
2014-2015 уч .год |
Председатели МО. зам. директора поУВР |
Прогнозируемые результаты:
-повышение уровня и качества знаний выпускников гимназии по предметам естественнонаучного цикла и точных наук;
-включение учащихся в учебно-познавательную поисковую и исследовательскую деятельность, организованную на основе внутренней мотивации;
-организация и начало деятельности Школьного научного общества;
3. Проект «Гимназия и Общество» («Открытая школа»)
Цель проекта:
- формирование имиджа гимназии как образовательного учреждения высокой педагогической и ученической культуры, отвечающего требованиям, предъявляемым обществом и государством к школе XXI века.
Задачи:
обеспечение безопасности, комфортности пребывания в гимназии всех участников образовательного процесса;
- модернизация материально-технической базы школы;
- реализация принципа государственно-общественного управления школой;
- создание в гимназии условий для укрепления здоровья всех субъектов образовательного процесса;
- создание условий для реализации конституционных прав всех граждан на полноценное общее образование;
- обеспечение высокого качества образования, разнообразия и мобильности образовательных услуг, удовлетворения запросов учащихся и их родителей;
- повышение открытости и общественной поддержки школы;
- Придание всем мероприятиям гимназии статуса «открытых» для родителей, социальных партнеров, представителей образовательных учреждений района и города;
- расширение участия гимназии в районных и городских смотрах, конкурсах, олимпиадах, программах и проектах;
- повышение роли Попечительского совета и Родительского комитета в управлении школой и реализации Программы развития.
Данный проект предполагается осуществлять в рамках общегородского проекта «Открытая школа»
Стратегическое направление «Открытая школа» включает потенциальные ресурсы, которые может использовать (и частично использует) школа в целях реализации государственных задач и общественного запроса на развитие качества образования. Данное направление связано с:
- построением новой образовательной среды с высокой интенсивностью различных форм социального и образовательного партнерства;
- разработкой новых технологических моделей развития образования за счет взаимодействия с бизнесом, наукой, искусством, политикой (реализация общегородской программы «Город как школа», позволяющей воплотить идеи социотрудовой практики как компонента образования);
- развитием форм общественного участия в управлении образованием и поддержкой общественно-педагогической инициативы;
- использованием потенциала современных средств массовой информации и коммуникации, включая потенциал социальных сетей;
- развитием кадрового потенциала, способного к профессиональной самореализации в новых социальных и образовательных условиях.
Для реализации поставленных Проектом целей и задач Программа развития предусматривает следующие мероприятия:
-Создание системы оперативного информирования всех участников образовательного процесса о важнейших событиях в жизни гимназии (газета «Гимназист»);
-Создание школьной радиогазеты;
-Работа по усовершенствованию Интернет-сайта гимназии №363, использование СМИ и современных PR-технологий для формирования имиджа гимназии;
-Расширение сотрудничества с учреждениями-партнерами и вовлечение в это сотрудничество новых организаций: Дворец Творчества юных, Музей революционно-демократического движения, Музей истории религии и атеизма и др.;
-Развитие сетевого взаимодействия со школами округа и организациями-партнёрами;
-Обеспечение прохождения практики студентов РГПУ им А.И. Герцена и Музыкального колледжа на базе гимназии;
-Создание совместного Плана мероприятий с депутатами Муниципального округа №74;
-Планирование и проведение совместных мероприятий с Советом ветеранов микрорайона.
Ожидаемые результаты:
-Появление новых форм сотрудничества на основе заключения договоров с учреждениями и организациями;
-Формирование механизма социального партнерства с целью создания привлекательного имиджа гимназии;
-Удовлетворенность субъектов образовательного процесса организацией взаимодействия, сотрудничества и партнерства;
-Удовлетворенность родителей и законных представителей качеством образования по всем образовательным программам;
-Высокая конкурентоспособность гимназии на рынке образовательных услуг.
4. Проект «Ученическое соуправление – шаги к воспитанию гражданина»
Цель Проекта:
- создание условий во внеучебной деятельности для формирования основных ключевых компетентностей.
В воспитательной системе гимназии из ключевых компетентностей наиболее значимыми представляются социально-правовая, организаторская и коммуникативная компетентности.
Исходя из этого, Проект предполагает решение следующих задач:
-формирование высокого уровня социально-правовой компетентности учащихся – способности взять на себя ответственность, самостоятельно и совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации;
-развитие личности гражданина и патриота, способность проявлять активную гражданственную позицию в общественной жизни;
-привитие интереса к коллективным творческим делам, к самоуправлению и соуправлению;
-включение учащихся в созидательную деятельность на благо гимназии, своего района, своего города, своей страны;
-воспитание толерантности к разным этнокультурам, идеологиям и религиям,
ценностям и интересам других людей;
-воспитание чувства гордости и ответственности за свою Родину, знание и уважение к символам государства (герб, флаг, гимн).
В рамках реализации Проекта планируются следующие мероприятия:
№№ п/п |
Основные мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Коррекция воспитательной концепции с учетом поставленной цели |
2011-2012гг. |
Зам директора по ВР |
2. |
Составление и коррекция модели самоуправления в гимназии |
2011-2012гг. |
Педагог- организатор |
3. |
Организация работы «Школы актива» |
2011-2015гг. |
Педагог-организатор |
4. |
Проведение в соответствии с планами воспитательной работы коллективных творческих дел, ученических конференций, круглых столов, ролевых игр, праздников и т.д. |
2011-2015гг. |
Зам. директора по ВР, Метод.совет
классных руководителей, педагог-организатор. |
5. |
Создание проектных групп по теме «Толерантность и диалог культур» |
2011-2012гг. |
Зам. директора по ВР |
6. |
Расширение сети кружков. факультативов, спортивных секций, в том числе платных образовательных услуг |
2011-2015гг. |
Администрация |
7 |
Разработка системы экскурсионной работы и расширения социокультурной среды |
2011-2013гг. |
Зам. директора по ВР, зам. директора по УВР. |
8. |
Составление тематики классных часов и внеклассных мероприятий, ориентированной на цель и задачи Проекта |
2011-2012гг. |
Зам. директора по ВР, председатель МО классных руководителей |
9. |
Разработка и апробация системы диагностики результативности воспитательной работы, организации дополнительного образования |
2011-2013гг. |
Психолог |
10. |
Анализ состояния ключевых компетентностей в рамках реализации Проекта и Программы развития |
2014-2015гг. |
Зам. директора по ВР, психолог |
Прогнозируемые результаты:
-создание в гимназии гуманистической воспитательной системы, основанной на взаимодействии и партнерстве всех участников образовательного процесса;
-обновление содержания, структуры и организационных форм воспитательной работы;
-создание оптимальной структуры ученического самоуправления и соуправления;
-рост числа участников коллективных творческих дел, внеклассных мероприятий, кружков и т.д.:
-создание системы поддержки творческой и социальной активности учащихся в различных видах деятельности;
-повышение уровня толерантности и общего культурного уровня выпускника, его гражданской позиции;
-достижение учащимися высокого уровня социально-правовой и коммуникативной компетентности.
5. Проект «Будущий гимназист» (« Наша новая начальная школа»)
Концепция Проекта
Основная идея Проекта – подготовка учеников младшей школы. реализующей общеобразовательную программу, к постепенному переходу на гимназическую образовательную программу, предполагающую дополнительное (углубленное) изучение предметов гуманитарного профиля.
С целью сохранения здоровья младших школьников в гимназии разрабатывается здоровьесберегающая модель образовательного процесса, представленная в виде инновационных технологий: выбора активных форм организации деятельности учащихся (работа в парах, группах), выбора нетрадиционных методов обучения (проблемная, исследовательская, аналитическая деятельности и т.д.) с использованием ТСО и мультимедийного проектирования. Эти технологии направлены на индивидуально-личностный подход, на выявление и развитие творческих способностей каждого ученика.
Здоровьесберегающая модель – это реализация личностно-ориентированного обучения, модель выстраивания коммуникативных отношений и компетентностей, формирования у младших школьников навыков и умений самостоятельно добывать знания, ориентироваться в нестандартных ситуациях.
Цель Проекта:
-Создание условий, направленных на оптимальное развитие каждого ребенка, когда знания, умения и навыки выступают не как самоцель, а как средство формирования личности.
Задачи:
-Освоение нового Федерального образовательного стандарта начального общего образования;
-Разработка и внедрение Программы развития универсальных учебных действий (УУД);
-Разработка новой Образовательной программы начального общего образования с учётом перехода на новый ФГОС;
-Совершенствование учебно-методических комплексов «Школа 2100»;
-Создание новых форм организации деятельности учащихся, способствующих переходу ученика из позиции обучаемого в позицию обучающегося, направленных на формирование навыков самостоятельности, самооценки, нестандартного мышления, коммуникативности.
1. Мероприятия, направленные на реализацию поставленных цели и задач: Организация обучения детей дошкольного возраста в группах раннего развития «Росток»;
2. Совместная работа воспитателей, учителей, психологов ДОУ №95 и ГОУ №363,
3. День открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей;
4. Собрания родителей будущих первоклассников на базе ГОУ гимназии №363;
5. Переход начальной школы на новый федеральный образовательный стандарт:
1 класс – 2011г.
2 класс – 2012г.
3 класс – 2013г.
4 класс – 2014г.
6. Расширенные МО учителей начальной школы и учителей,
работающих в 5-х классах.
1. Организация обучения детей дошкольного возраста в группах раннего развития «Росток»;
2. Совместная работа воспитателей, учителей, психологов ДОУ №95 и ГОУ №363,
3. Дни открытых дверей для будущих первоклассников и их родителей;
4. Собрания родителей будущих первоклассников на базе ГОУ гимназии №363;
5. Переход на новую форму аттестации учителей начальной школы;
6. Учет индивидуальных достижений выпускников начальной школы, создание
«Портфолио» класса и ученика;.
7. Участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях в соответствии с годовым планированием;
8. Накопление разработок уроков по инновационным здоровьесберегающим технологиям;
9. Кабинет как учебно-методический комплекс. Паспорт кабинета.
10. Совместная работа учителей, логопеда, психолога по выявлению проблем в чальном начальном образовании.
Прогнозируемые результаты:
-Успешный переход начальной школы на новый Федеральный образовательный стандарт.
-Достижение повышенного уровня образования за счет введения новых предметов и инновационных технологий;
-Создание эдоровьесберегающей модели начальной школы;
-Повышение профессионального уровня педагогов начальной школы.
6. Проект «Психология сотрудничества»
В гимназии осуществляется психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Накоплен определенный опыт по формированию самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, способной к личностному самоопределению и саморазвитию.
Однако за последние годы произошло расширение представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», но выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнёр структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития школьников.
В связи с этим Программа развития гимназии предполагает создание целостной системы психолого-педагогического, а также социального сопровождения.
Цель проекта:
-создание социально-психологических условий для успешного взаимодействия всех участников образовательного процесса, обеспечение психологического комфорта и сотрудничества в ситуациях школьного взаимодействия.
Задачи:
-помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, родителями, педагогами;
-предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Для решения поставленных цели и задач Проект предусматривает следующие направления деятельности:
1.Психодиагностика.
1.1 Работа с детьми младшего школьного возраста:
-Исследование познавательных процессов. Методика Л.А.Ясюковой «Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе»;
-Исследование мотивации направленности школьников на учебу. Методика И.П.Агафоновой «10 незаконченных предложений», текст Люпера;
-Исследование самооценки и эмоциональных отношений в семье. Проективные методики: «Дерево», «Моя семья», «Кактус»;
-Исследование эмоционального состояния учащихся на уроках (проблема преемственности и адаптации учеников 5-х классов);
1.2 Работа с учениками основной школы:
-Выявление уровня школьной тревожности. Методика Филипса.
-Диагностика креативности. Методика Е.Е.Туник «Творческое мышление».
-Исследование самоотношения (самооценки) и эмоциональных отношений в семье;
-Диагностика уровня интеллекта. Школьный тест умственного развития (ШТУР).
1.3. Работа с учениками средней школы:
-Исследование познавательных интересов учащихся в связи с задачами профориентации. Дифференциально-диагностический вопросник Е.А.Климова. Методика «Карта интересов», вопросник Голланда, психогеометрические тесты.
-Исследование самооценки. Шкала самооценки;
-Определение типа темперамента. Методика А.А.Полежаева.
Доведение о сведения родителей, педагогов, классных руководителей результатов диагностики. Обсуждение на совещаниях учителей, педсоветах, родительских собраниях.
2. Психологическое просвещение .
2.1 Психологическое просвещение родителей.
-Лекторий для родителей;
-Выступления на родительских собраниях;:
-Проведение факультатива для родителей «Родители и дети. Как лучше понимать друг друга»;
2.2 Психологическое просвещение педагогов.
-Проведение семинаров для педагогов;
-Выступления на педагогических советах;
-Анкетирование и диагностика.
2.3 Психологическое просвещение учащихся.
-Проведение классных часов;
-Подготовка учащихся для участия в районных и городских конференциях по психологии;
-Анализ и обсуждение результатов диагностики;
-Ведение элективного курса для учащихся 10-11кл. «Психология общения. Навстречу друг другу».
3.Коррекционно-развивающая работа.
-Проведение развивающих занятий в «Школе раннего развития» (подготовка школе детей микрорайона);
-Проведение развивающих занятий по авторской программе «В моей душе солнышко». (Развитие социальных навыков и сохранение психологического здоровья младших школьников).
4. Психологические консультации.
-Индивидуальные консультации педагогов, родителей, учащихся по различным психологическим проблемам.
5. Программа «КОНТАКТ»
В 2008-2009 учебном году нами была написана программа «СОЗВЕЗДИЕ» целью, которой было: психологическое сопровождение деятельности и развитие профессионализма учителя, и как результат - сохранение психологического здоровья педагога, повышение коммуникативной культуры учителя. Программа была достаточно эффективна и вызвала интерес со стороны педагогического коллектива школы. Мы планируем дальнейшую работу в этом направлении. Так была создана программа «КОНТАКТ».
На протяжении всей своей профессиональной деятельности учителю приходиться много общаться со своими учениками. В отношениях с детьми важно не только то, чему мы их учим, но и то, как организуем свое взаимодействие с ними. Умение слушать, выражать себя, свои чувства, отношения, быть позитивным, разрешать конфликты все это входит в освоение техник общения.
Цель Программы: психологическое сопровождение деятельности и развития профессионализма учителя, повышение коммуникативной культуры учителя.
Задачи программы:
1. Предоставление информации о психологии взаимодействия людей, о соотношении и взаимосвязи когнитивной и эмоциональной составной части личности.
2. Знакомство педагогов с эффективными технологиями коммуникации с учениками.
3. Разбор причин трудности поддержки дисциплины учителем на уроке.
Тематический план.
№ |
Тема |
Номер занятия |
Время |
1. |
Учитель и проблемы дисциплины на уроке. |
№1 |
1час |
2. |
Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили. |
№2 |
1 час |
3. |
Как говорить с детьми, чтобы они учились |
№3 |
1 час |
4. |
Первая сигнальная система. Искусство понимать больше, чем сказано. Текст и контекст в общении. |
№4 |
1 час |
Ожидаемые результаты:
-Рост психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей;
-Снижение уровня конфликтности;
-Повышение общего уровня успешности учащихся;
-Повышение общего уровня психологической комфортности для всех участников образовательного процесса.
- Проект «Интерактивные технологии как средство развития коммуникативной компетентности субъектов образования»
Тема данного Проекта подсказана направлением, по которому работает гимназия на протяжении нескольких лет. В 2007-2010гг. гимназия проводила опытно-экспериментальную работу по этой тематике, результаты которой необходимо развивать и закреплять.
Цель Проекта:
разработка путей и способов развития коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса посредством инновационных педагогических технологий.
Задачи Проекта:
- Изучение и анализ итогов опытно-экспериментальной работы;
- Рефлексивно-критический анализ существующей картины применения педагогами интерактивных технологий на уроках и во внеурочной деятельности;
- Определение показателей, критериев, результатов, свидетельствующих о повышении эффективности применения интерактивных технологий;
- Апробация различных методов и форм работы с учащимися, родителями и представителями общественности. Создание максимальных условий для освоения духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов;
- Повышение квалификации преподавательского состава;
- Распространение опыта работы по развитию коммуникативной компетентности субъектов образования посредством интерактивных технологий, через публикации, Интернет-ресурсы, проведение научно-практических конференций, семинаров, открытых учебных мероприятий по теме исследования.
Мероприятия в рамках Проекта:
- Диагностические исследования готовности коллектива к закреплению результатов ОЭР и дальнейшая диагностика для отслеживания динамики изменений коммуникативных умений и навыков;
- Обучение на курсах в Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики по программе «Основы ИКТ для применения в образовательной деятельности»;
- Семинар для зам. директоров школ Фрунзенского района «Использование инновационных технологий учителями начальной школы как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников»;
- Корпоративное обучение педагогов гимназии по программам психологического сопровождения педагогической деятельности «Созвездие» и «Контакт»;
- Внедрение инновационных продуктов, полученных в результате ОЭР, в повседневную педагогическую практику;
- Открытые школьные мероприятия, проводимые в интерактивном режиме:
«Литературная гостиная», «Урок-мастерская», «Публичная защита проектов», научно-практические конференции старшеклассников и др.
- Проведение семинаров по теме Проекта для педагогов района и ОУ города в рамках сетевого взаимодействия;
- Научно-методическая разработка
«Моделирование процесса формирования коммуникативной компетентности педагога», включающая:
— программу повышения коммуникативной компетентности педагогов;
— программу «Созвездие»
(психологическое сопровождение педагогической деятельности);
— модель экспериментальной деятельности педагогов гимназии;
— модель педагога — «профессионального коммуникатора»;
— комплект материалов для самодиагностики педагога.
Прогнозируемый результат:
Разработка и внедрение инновационных педагогических практик как стабильных источников долгосрочного развития системы основного и дополнительного образования детей и доказательства социального эффекта образовательной деятельности.
8. Проект «Развитие материально-технической базы и финансирование».
Материально-техническая база – необходимое условие функционирования и реализации Программы развития общеобразовательного учреждения.
Финансовое обеспечение деятельности ОУ по принципу финансирования государственного задания формирует новые роли по управленческой вертикали: роль государственного заказчика для учредителя и роль ответственного исполнителя для руководителя образовательного учреждения.
Цель проекта:
- создание материально-технических условий для роста эффективности управления, и, как следствие, повышение имиджа гимназии как современного образовательного учреждения.
Задачи:
- отработка механизмов финансово-хозяйственной самостоятельности;
- развитие государственно-общественных форм управления Образовательным учреждением;
-разработка технологий формирования государственного задания, определение прозрачных критериев качества образования
Для реализации поставленных цели и задач Проект предусматривает следующие действия и мероприятия:
- Ремонтные работы.
№ |
Виды работ |
Источники финансирования |
Приблизительные сроки |
1. |
Ремонт сцены в актовом зале |
Бюджетное |
2011-2015гг. |
2. |
Установка ограждения школы |
Бюджетное |
|
3. |
Ремонт 11 туалетов |
Бюджетное |
|
4. |
Ремонт труб ХВС |
Бюджетное |
|
5. |
Косметический ремонт кабинетов и рекреаций |
Бюджетное |
|
6. |
Полная замена оконных заполнений |
Бюджетное |
|
7. |
Герметизация панельных швов здания. |
Бюджетное |
|
8. |
Замена фановых труб в подвале и кабинете химии |
Бюджетное, внебюджетное |
|
9. |
Ремонт кабинета ДПИ |
Бюджетное |
|
10. |
Оборудование кабинета бухгалтерии |
Бюджетное
внебюджетное |
|
11. |
Строительство спортивного поля |
Бюджетное |
|
2.Для успешной реализации данной Программы необходимо также закупать оборудование, отвечающее современным требованиям:
№ |
Вид оборудования |
Источники финансирования |
Приблизительные сроки.* |
1. |
Доски аудиторные, поворотные , 3шт. |
Бюджетное |
2011-2015гг. |
2. |
Переоснащение в соответствии с последними требованиями педагогической науки специальных учебных кабинетов: биологии, физики, химии, информатики, ОБЖ. |
Бюджетное |
|
3. |
Обновление компьютеров для учащихся в 2-х компьютерных классах (26 шт.) |
Бюджетное, внебюджетное |
|
4. |
Поэтапная замена мебели в учебных и административных кабинетах |
Бюджетное внебюджетное |
|
5. |
Мультимедийные установки (10шт.) |
Бюджетное
внебюджетное |
|
6. |
Приобретение новых компьютеров для учителей-предметников. Обеспечение каждого рабочего места учителя компьютером (30 шт.) |
Бюджетное
внебюджетное |
|
7. |
Спортивный инвентарь, тренажеры. |
Бюджетное |
|
8. |
Интерактивные доски, 10шт. |
Бюджетное |
|
9. |
Закупка программ для бухгалтерии |
Бюджетное |
|
10. |
Закупка столов в столовую |
Бюджетное |
|
11. |
Совершенствование охранной системы. Установка видеонаблюдения. |
Бюджетное |
|
* Сроки указаны приблизительно, т.к. реализация данных проектов связана, в основном, с бюджетным финансированием.
Кроме того, важнейшими факторами реализации Программы развития в области управления представляются следующие:
-переход Образовательного учреждения на подушевое финансирование;
-создание и развитие собственной бухгалтерской службы;
-расширение сферы платных образовательных услуг и привлечение внебюджетных средств, предусмотренное действующим законодательством и Уставом гимназии;
-усовершенствование общественной составляющей управленческой структуры гимназии – Попечительского совета.
Ожидаемый результат:
-совершенствование системы управления гимназией;
-значительное укрепление материально-технической базы как необходимого условия успешной реализации Программы развития.
Прогнозируемый результат деятельности педагогического коллектива гимназии № 363 в период с 2011 по 2015 год:
создание условий, обеспечивающих
для учащихся:
- достижение уровня образованности, соответствующего их личному потенциалу;
-овладение ключевыми учебными, информационными, исследовательскими, социальными компетентностями;
- ориентацию в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей;
- способность к самостоятельному решению социально и личностно значимых проблем в различных сферах деятельности;
-готовность к дальнейшему продолжению образования;
-расширение образовательного пространства и пространства социализации;
-снижение нагрузки учащихся, более эффективное использование времени;
для педагогов:
-готовность педагогического коллектива взаимодействовать в современной образовательной среде;
-рост инноваций и творческих профессиональных достижений, применение и эффективное использование всеми учителями современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникативных;
для всех участников образовательного процесса:
-удовлетворённость качеством образовательных услуг учащимися, педагогами, родителями, общественностью;
- создание равенства в доступности качественного образования для « разных и равных детей, подростков, граждан Санкт-Петербурга» (из документа "Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020